История бетона

Бетон – древнейший строительный материал, известен более 6000 лет. Он использовался при строительстве галерей египетского лабиринта 3600 лет до н.э., части Великой Китайской стены в 3 веке до н.э., древнейших сооружений на территории Индии, широко использовался в Древнем Риме. После падения Римской империи рецепт изготовления бетона был забыт на тысячу лет. Современный бетон на цементном вяжущем веществе известен с 1844 года (И. Джонсон).

Массовое применение бетона в строительстве началось со второй половины XIX в. после организации промышленного выпуска портландцемента.

В настоящее время бетон –  основной строительный материал, широко применяемый для несущих и ограждающих конструкций жилых, гражданских и промышленных зданий, а также для возведения сооружений: плотин гидроэлектростанций, атомных реакторов, взлетно-посадочных полос, дорог, портовых сооружений, опор линий электропередач, мостов и др.

К достоинствам бетона следует отнести его надежность и долговечность, стойкость к неблагоприятным атмосферным и другим воздействиям, относительную простоту изготовления изделий и конструкция, возможность придания им различных форм и конфигураций.

Железобетон — композитный строительный материал, представляющий собой залитую бетоном стальную арматуру. Запатентован в 1867 году Жозефом Монье, как материал для изготовления кадок для растений.

Французский садовник Монье выращивал в теплицах пальмы, затем пересаживал саженцы в глиняные горшки и отправлял для продажи в Англию. Горшки в дороге бились, пальмы погибали. Садовник терпел большие убытки. Однажды раздосадованный Монье решил слепить кадку для пальмы из цемента. Он взял две деревянные бочки и поместил их одна в другую, а промежуток между стенками залил цементом, получив бетонную тонкостенную бочку. Для большей прочности он заключил её в каркас из железных стержней, а потом для красоты покрыл каркас тонким слоем жидкого цемента. После затвердения новая бочка оказалась на редкость прочной, и Монье был выдан патент на изобретение. Это случилось в 1867 году, который принято считать годом изобретения железобетона как универсального несгораемого строительного материала. Окрылённый успехом, он принялся за поиски других областей применения изобретенного материала: в 1877 году Монье запатентовал железобетонные железнодорожные шпалы, в 1880-83 годах — железобетонные перекрытия, здания, балки, своды, мосты.

Большая заслуга в развитии железобетона в России принадлежит профессору Н. А. Белелюбскому, под руководством которого был возведён ряд сооружений и проведены испытания различных железобетонных конструкций. В начале 20 века вопросы технологии бетона, бетонных и железобетонных работ, проектирования сооружений с применением железобетона разрабатывали видные русские учёные — профессора И. Г. Малюга, Н. А. Житкевич, С. И. Дружинин, Н. К. Лахтин. Появились оригинальные конструкции, предложенные инженерами Н. М. Абрамовым, А. ф. Лолейтом и др.

Первым крупным сооружением, выполненным из бетона и железобетона в Советском Союзе, была Волховская ГЭС, явившаяся большой практической школой для советских специалистов по железобетону. В последующие годы железобетон применялся во всё возрастающих размерах.